31.05.2021
31.08.2021
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Средний срок адаптации:
- в
яслях 14 – 30 дней
- в
младшем дошкольном возрасте 2 – 3 недели
- в
старшем дошкольном возрасте 1 месяц.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- Хороший аппетит.
- Спокойный сон.
- Охотное общение с другими детьми.
- Адекватная реакция на предложения
взрослого.
- Нормальное эмоциональное состояние
(жизнерадостный, активный, любопытный).
31.08.2022
Любая адаптация имеет два аспекта: биологический
и психологический.
Биологический
аспект - это приспособление к изменяющимся условиям среды, в
которой находится человек. В нашем случае среда ребёнка меняется с домашней на
детский сад, где свой режим, своё питание, свои правила. Сюда же входит изменения
в организме, например, новые заболевания, с которыми столкнётся организм ребёнка.
В отличие от взрослого, ребенку бывает сложно адаптироваться в биологическом
аспекте. Поэтому психологи и педагоги советуют за 1-1,5 месяца до начала посещения детского
сада постепенно переходить на режим группы. Также вы можете
заранее познакомиться с питанием в саду, а дома включить в рацион ребёнка то,
что входит в меню детского сада. Важный момент - до поступления в детский сад должны
быть сделаны все необходимые прививки. В период адаптации организму
ребенка нужно много ресурсов и сил, а иммунный ответ после вакцинации может
забрать их на себя.
С биологическим аспектом разобрались, перейдём к психологическому. Сюда входит социальная адаптация,
когда ребёнок усваивает нормы и ценности нового сообщества. Например, если ребенок
не спит в тихий час, то он должен соблюдать тишину и не будить других детей, либо
самые простые правила: не драться, не кусаться, не отнимать игрушки у других и
т.д. Социальная адаптация будет длиться долго, постепенно ребёнок будет воспринимать
новые правила и рамки. Здесь на помощь ребёнку могут прийти родители, объясняя, что хорошо,
а что плохо, уважая ребёнка и его границы, обсуждая произошедшие ситуации без упрёков
и навязывания чувства вины. Например, если малыш в группе
укусил другого ребёнка, спросите, почему он так сделал, что чувствовал в этот момент,
как он думает, правильно ли поступил, как можно было бы поступить и т.д. Кнут и
пряник в воспитании в долгосрочной перспективе не работают. Да, иногда это эффективно
в моменте. Однако гораздо эффективнее принятие и уважение, особенно в период
адаптации.
В психологический аспект адаптации входит привязанность
- поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца
к матери — у ребенка существует врожденная потребность находиться в непосредственной
близости с другим человеком.
Существует несколько типов привязанности:
-Безопасный
(надежный) тип привязанности. Это самый
благополучный вариант развития привязанности. При уходе мамы дети становятся
более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок
испытывает радость. Ребенок с высокой вероятностью довольно быстро адаптируется
к детскому саду и детскому коллективу. Конечно, поначалу не избежать бурь протеста
и некоторых симптомов стресса у ребенка, однако имеющееся у малыша базовое
доверие к миру со временем возьмет свое, и все наладится. -Избегающий тип привязанности. Если
мать обычно холодна с ребенком, он боится быть отвергнутым, поэтому сам не проявляет
эмоций. С незнакомцами такие дети ведут себя спокойно и сдержанно. На
возвращение мамы практически никак не реагируют. Ребенок с избегающей
привязанностью, на первый взгляд, не будет сильно страдать от посещений
детского сада и разлуки с мамой. На самом деле, если не предпринимать никаких
мир, в его душе будет зреть убежденность в своей ненужности и отверженности,
которое со временем повлечет за собой серьезные трудности межличностных
отношений и скажется на особенностях становления личности.
-Тревожный тип привязанности. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а
когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип
привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять
агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают
и балуют его. Ребенок во время адаптации будет не только переживать стресс с наибольшими,
по сравнению с другими детьми, эмоциональными страданиями, но и будет чаще других
демонстрировать симптомы телесного неблагополучия: нарушения питания, пищеварения,
учащение простудных заболеваний и т.д.
Как помочь ребёнку во время адаптации?
1. Не
забывайте про принятие - часто и без поводов говорите ребёнку о своей любви к нему,
о том, как он вам дорог, как вы его цените. Любовь мамы должна быть безусловной,
ребёнку не нужно её добиваться и заслуживать. Если ребёнок поступил неправильно,
критикуйте не его, а сам поступок. Если вы будете говорить подобные фразы - ты
плохой, мне не нужен такой ребёнок, я не люблю, когда ты делаешь так, я не
люблю, когда ты такой и т.д. - то будете подпитывать ощущение небезопасности у
ребёнка, делая его тревожным.
2. Помните про тактильность: объятия, поцелуи, массаж и т.д. Когда
вы обнимаете своего ребёнка, он забывает обо всех бедах, растворяется в вашей
любви и укрепляет свое чувство безопасности и базовое доверия к миру.
3. Хвалите
ребёнка правильно. Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные
старания. Фраза «Молодец, ты постарался» не будет
иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. Не
оценивайте ребенка: "ты – самый лучший!". Так он будет постоянно ждать оценки
своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что
чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё
равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции.
4. Поощряйте
самостоятельность ребёнка. Помните: дети часто боятся становиться самостоятельными,
независимыми от мамы, опасаясь тем самым лишиться её любви. Если вы демонстрируете
чрезмерную тревогу в то время, когда малыш показывает какое-то свое новое умение,
например, научился самостоятельно надевать ботинки, ребенок может истолковать
это так - маме не нравится, что я расту, она не хочет, чтобы я отдалялся от
нее, большим быть плохо, их не любят и т.д. Кстати, временные регрессы в речи,
навыках самообслуживания, в том числе, самостоятельных походах на горшок, в ситуации
поступления в детский сад зачастую связаны как раз с тем, что ребенок путем отказа
от взрослости пробует вернуть ту мамину любовь, которую получал сполна до детского
сада. Здесь важно отметить: если вы заметили, что у ребёнка избегающий тип привязанности,
с самостоятельностью нужно быть крайне осторожными - это может расцениваться
ребёнком как очередное отвержение.
5. Не
обсуждайте при ребенке вопросы и проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте
свою тревогу и опасение по поводу похода в сад. Ребенок, глядя на вас, будет испытывать
то же самое. В его понимании детский сад станет небезопасным местом.
6. Не пугайте
ребёнка детским садом. Например, когда ребёнок плохо себя ведёт, либо плохо кушает,
мама говорит: "Вот пойдёшь в детский сад, там тебя научат, как надо себя
вести/как надо кушать". В детском понимании такие фразы похожи на: отправлю
тебя в страшное место, где нет мамы, её
любви и заботы.
7. Демонстрируйте
ребёнку свою заинтересовать: расскажите, как сами в детстве ходили в детский
сад, что вам нравилось больше всего, что ждёт там ребёнка. Когда малыш уже пошёл
в сад, интересуйтесь, что было интересного сегодня, чем он занимался, с кем играл
и т.д.
Когда адаптационный период успешно завершится, вы
и ваш ребенок будете уверены, что детский
сад - это интересно, весело и безопасно!