ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Инженерик» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».
Актуальность программы
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит
опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке;
объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение
дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит
проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта
деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Новизна программы состоит в том, что в ходе экспериментирования дети
получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель программы: создание условий для развития у детей познавательной
активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь
приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
1. Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
-развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
-развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;
-развивать элементарные математические представления.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр и экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности:
-развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение,
обобщение;
-формировать способы познания путём сенсорного анализа.
4. Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, элементы самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Формы работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа (демонстрационный эксперимент).
3.Индивидуальная работа.
Содержание программы строится на следующих принципах:
Принцип системности – работа по развитию познавательной активности,
любознательности должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут
наибольший эффект от упражнений.
Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в
доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
Принцип целостности – целенаправленные, преднамеренные действия в
процессе воспитания и обучения детей.
Принцип деятельности – взаимосвязь разных видов деятельности.
Принцип преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
Принцип гуманистичности – ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
\
№
1.
2.
3.
4.
5.
Темы
Опыты с водой и воздухом
Опыты со светом и звуком
Плавание и погружение
Измерения
Оптика
Итого
Количество
часов
9
11
5
4
3
32
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Опыты с водой и воздухом – 9ч.
Вода может подниматься. Вода может оказывать давление. Вода может передавать усилие. Струя воды может
преодолевать большие расстояния. Вода
может вращать колеса. Почва может накапливать воду. Воздух можно видеть и
чувствовать. Воздух может держать предметы и человека. Воздух может поднимать тела.
Опыты со светом и звуком – 11ч.
Свет идет прямым путем. Свет создает тени. Зеркала создают картинки.
Свет отражается. За зеркалом. Свет может преломляться. Цветной свет. Высокие
и низкие звуки. Звуки со всех сторон. Колебания звучат. Услышать и увидеть
звук.
Плавание и погружение – 5 ч.
Почему кораблики плавают. Почему кораблики тонут.
Сила плавучести. Вода имеет тайную силу. «Фокус» водомерки.
Измерения – 4 ч.
Измерение температуры тела, воды, воздуха. Измерение веса коромысловыми весами. Измерение веса пружинными весами. Измерение длины линейкой, сантиметровой лентой, штангенциркулем.
Оптика – 3 ч.
Распространение света. Отражение света. Оптические иллюзии.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы используются формы организации:
-совместная деятельность педагога с детьми;
-самостоятельная деятельность детей.
Методы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
опыты; фиксация результатов наблюдений, опытов, экспериментов; дидактические игры, игровые обучающие и проблемные ситуации.
Примерная структура занятия:
Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации,
мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения,
объяснение нового материала.
Практическая часть – экспериментальная, исследовательская работа детей, которая включает в себя проведение эксперимента с помощью наборов «Аня
и Леня экспериментируют со светом и звуком», «Аня и Леня проводят опыты с
водой и воздухом», «Оптика, опыты на магнитной доске», «Плавание и погружение». Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до
конца.
Заключительная часть – рефлексия, самоанализ выполненной работы.
Оформление результатов работы в виде плана-схемы опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
На этапе завершения обучения по программе дети:
-умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
-умеют делать выводы, связанные с различными природными явлениями;
-проявляют интерес к исследовательской деятельности;
-проявляют инициативу и творчество в решении исследовательских задач;
-самостоятельно ставят проблему; выдвигают гипотезы, предположения;
-самостоятельно планируют деятельность, выбирают предметы и материалы для
самостоятельной деятельности;
-доводят начатое дело до конца;
-формулируют в речи достигнуты или нет результаты эксперимента, делают выводы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Учебный период с октября по май, каникулярный период не предусмотрен. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, 32 учебных недели в год.
Материально-технические условия реализации программы
Наборы для экспериментирования:
-«Аня и Леня экспериментируют со светом и звуком»;
-«Измерение»;
-«Плавание и погружение»;
-«Электричество и магнетизм».
Список использованной литературы
1.Аня и Леня проводят опыты с водой и воздухом. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012;
2.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007;
3.Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов
факультета психологии. М.: Российское психологическое общество, 1998;
4.Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. 2-е изд.,
перераб. И доп. М.: Юрайт, 2012.
5. Хонеке К. Руководство для учителя/опыты с использованием лабораторных
комплектов, М.: Просвещение, 2012.