Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 5-7 лет «Акварелька» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Новизна программы заключается в создании условий для специфической детской активности, направленной на творческое освоение мира посредством искусства. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Содержание программы учитывает потребности детей в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению изобразительной деятельности, а включает в себя различные виды: живопись, рисование декоративное и рисование с использованием нетрадиционных техник, способствующим развитию творческих способностей детей, познанию свойств различных материалов, овладению способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и бережного отношения к окружающему миру. Программа носит познавательный характер, знакомит детей с творчеством русских, художников, с некоторыми произведениями мирового искусства, учит различать жанры живописи. Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных особенностей детей широкими возможностями для социализации в процессе совместной творческой деятельности, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и художественно-эстетического вкуса. Цель программы: сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к познанию мира и самовыражению средствами изобразительной деятельности. Задачи: -создать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству; -знакомить с творчеством русских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства, учить различать жанры живописи; -обучать основным приёмам и технике рисования красками (акварель, гуашь, восковые мелки); -развивать эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус; -воспитывать интерес к изучению народных промыслов Прикамья; -содействовать укреплению общих интересов семьи путём вовлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий; -способствовать творческому развитию личности ребенка посредством знакомства с живописью и народными промыслами. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 2. 3. 4. Тема Живопись Декоративное рисование Графика Подготовка работы к выставке Всего ИТОГО 1-й год обучения 2-й год обучения 20 18 10 8 4 2 2 32 32 64 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ На этапе завершения обучения по программе: -ребенок умеет использовать материалы и инструменты по назначению; -владеет основными приемами различных художественных техник рисования; -имеет представления о жанрах живописи, знает известных художников и их картины; -у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус; -дети и родители приобретают опыт участия в совместных мероприятиях по созданию коллективных художественных композиций. Педагогическая диагностика осуществляется в форме наблюдения за деятельностью ребенка и анализа детских творческих работ; КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Программа рассчитана на 2 года обучения. Учебный период с октября по май, каникулярный период не предусмотрен. Образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю, 32 учебных недели в год, 64 учебных недели за весь период обучения. Продолжительность занятий: 30 минут для детей 5-6 лет, 35 минут для детей 6-7 лет. Календарно-тематическое планирование Первый год обучения Месяц октябрь ноябрь Тема занятия 1. Знакомство с цветовой гаммой и материалами (вводное). 2,3 Натюрморт «Букет осени». 4,5. Пейзаж «Осенняя сказка». Живопись Задачи Материалы 1.Дать детям понятие, что палитра, гуашь, такое теплая и холодная баночки с водой, цветовая гамма; кисти №3, альбомные листы. 2.Учить смешивать на палитре краску, чтоб получить определенный оттенок; 3.Развивать у детей интерес к рисованию; 4.Воспитывать у детей любовь к творческой деятельности; 1. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о натюрморте; 2.Учить рисовать осенний натюрморт акварелью; 3. Развивать способность выбирать интересное и выразительное сочетание акварельных красок; 4.Воспитывать у детей любовь к природе; акварель, кисти №6,3 альбомные листы, банки с водой, ваза с осенними цветами и листьями. 1. Учить изображать осеннюю природу, основываясь на ее поэтической характеристике; 2. Развивать умение ис- гуашь, акварель, кисти разных размеров, палитры, альбомные листы, банки с водой, пользовать разные способы салфетки. рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка), линейную перспективу, линию горизонта; 3. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков; 4. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени; декабрь 6. Пейзаж «Осенний лес» монотипия 1.Учить рисовать осенний лес, основываясь на наглядных наблюдениях; 2.Развивать в детях способность видеть красоту осеннего леса; 3.Развивать цветовое восприятие, творческий потенциал; 4. Воспитывать любовь к природе, родному краю; акварель, гуашь, кисть №1, 3, альбомные листы, баночки с водой, салфетки. 1.Познакомить детей с жаром портрета; 2. Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; 3. Учить рисовать портрет друга, правильно изображая черты его лица; 4.Воспитывать уважительные и дружеские отношения друг к другу; 9-10 1.Учить составлять натюр«Фрукто- морт из фруктов, опредевая мозаи- лять форму, величину, цвет ка». и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; 2.Упражнять в аккуратном закрашивании изображений Бумага белая и тонированная разного размера, простые карандаши, акварель, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки. 7-8. «Портрет друга». картинки с изображением натюрморта из фруктов, гуашь, акварель, простой карандаш, баночки с водой, кисть№3,1, образец рисунка, бумага фруктов; 3.Создать строение; январь февральь радостное для акварели, сална- фетки. 11-12 Городской пейзаж: «Город, в котором я живу» 1.Познакомить детей с таким понятием, как – архитектура. Учить передавать в рисунке впечатления об окружающей жизни; 2.Закрепить знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь); 3.Учить создавать несложную композицию современной улицы; 4.Воспитывать интерес к строительным профессиям. иллюстрации с изображением улиц города, гуашь, кисти №3, баночки с водой, карандаш простой, салфетки, бумага для акварели. 13 «Скоро, скоро Новый год» (тычок жесткой полусухой кистью) 1.Закреплять умения детей правильно изображать – ель; 2. Познакомить детей с таким видом рисования, как «тычок жесткой полусухой кистью»; 3. Закрепить знания детей о празднике Новый год и его обязательных атрибутах; 4. Создать радостное, праздничное настроение. Кисть щетина № 3или 5, кисть белка №3, гуашь, баночки с водой, альбомные листы, иллюстрации праздника Новый год и ее атрибута – украшенной ёлки, салфетки. 14 «Снегири на ветке» (пуантилизм) 1.Познакомить детей с техникой рисования « пуантилизм»; 2.Закрепить знания детей о птице – снегирь и особенностях среды обитания и питания; 3.Развивать внимание и аккуратность. ватные палочки, гуашь, тонированные альбомные листы, простой карандаш, иллюстрации птицы – снегирь, образец рисунка, салфетки. 1.Познакомить детей с понятием – зимний пейзаж; 2.Закрепить с детьми особенности зимних явлений; 3.Развивать память, внима- Иллюстрации зимнего пейзажа, кисть №1, 3, гуашь, акварель, простой карандаш, образец 15 - 16 Зимний пейзаж «А снег идёт» ние; 4.Создать радостное строение. на- рисунка, салфетки. Декоративное рисование март Дымковская игрушка 17-19 (Основные элементы росписи, роспись коня, роспись барыни) март апрель Филимоновская игрушка 20, 21 (основные элементы, роспись петушка) Пейзаж 22, 23 «Весенний лес» 1.Научить рисовать сложные элементы дымковской росписи с помощью печати тычка и кисти; 2.Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов; 3.Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. 1.Научить рисовать сложные элементы филимоновской росписи; 2.Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов; 3.Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. Живопись 1. Учить изображать весеннюю природу, основываясь на ее поэтической характеристике; 2. Развивать умение использовать разные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка), линейную перспективу, линию горизонта; 3. Закреплять умение в смешивании красок, получении Образцы элементов росписи, игрушки, иллюстрации коня и барышни, ватные палочки, гуашь, кисти №1, 3,альбомные листы, баночки с водой, простой карандаш, салфетки. ватные палочки, гуашь, альбомные листы баночки с водой, кисти №1,3, образцы элементов росписи, иллюстрации петушка, салфетки. акварель, кисти №1, 3, палитра, баночки с водой, иллюстрации с изображением весенней природы (пейзажа), образец рисунка, салфетки. разных оттенков; 4. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения о весне. 1.Научить рисовать Кремль и праздничный салют гуашью, акварелью; 2. Закреплять знания и умения пользоваться двумя материалами: гуашью и акварелью; 3. Вызвать эмоциональный положительный отклик на предложение рисовать необычным способом; 4. Развивать самостоятельность, активность, ощущение собственной значимости; 5. Развивать эстетические чувства, выделяя средства выразительности в изображениях, созданных другими детьми; 6. Воспитывать любовь к своей Родине; акварель, гуашь, простой карандаш, альбомные листы, линейка, баночки с водой, салфетки, иллюстрации праздничного салюта и Кремля. 26, 27, 28, 29 1.Учить рисовать яблоню, «Нежная яб- отметить её отличительные лонька» особенности; 2. Закреплять умения детей смешивать краску нескольких цветов; 3.Совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы; 4.Развивать интерес к творчеству, воображение, самостоятельность. Гуашь, акварель, палитра, кисть белка 13, баночки с водой, бумага акварельная, иллюстрации яблони, салфетки. 24, 25 «Этот День победы….» май Второй год обучения месяц октябрь тема занятия 1.«Золотая осень». Пейзаж восковыми мелками. материалы Учить рисовать осенний лес, основываясь на наглядных наблюдениях; 2.Развивать в детях способность видеть красоту осеннего леса; 3.Развивать цветовое восприятие, творческий потенциал; 4. Воспитывать любовь к природе, родному краю; восковые мелки, альбомные листы, иллюстрации осенней природы, простой карандаш. 1.Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу; 2.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке: 3.Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию; 4.Воспитывать у детей стремление к достижению результата. 3 « Чайки над 1.Учить изображать морской морем» пейзаж в технике рисования (рисование по по сырому; - сырому) 2.Совершенствовать навыки рисования акварелью, умения работать с палитрой; 3.Развивать речевую активность, обогащать словарь; 4.Развивать воображение, желание создать композиции, дополнить ее деталями; 5.Воспитывать целеустремленность, эстетический вкус, самостоятельность, бережное отношение к природе. Морской пей- 1.Продолжать знакомить де- Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3), салфетки на каждого ребёнка. 2 «Подводное царство» (рисование по мокрому листу) ноябрь Живопись задачи акварель, губки поролоновые, кисти №1,3, бумага акварельная, заготовки бумажных чаек, образец рисунка, салфетки. Гуашь, палитра, заж 4-5 «Алые паруса» Ночной пейзаж 6,7 « Лунное море» декабрь 8-9 Портрет животного « Рыжий кот» 10, 11 «Рисуем новогоднего петушка» (пуантилизм) тей с понятием морской пейзаж; 2.Познакомить с понятием рассвет и учить изображать его; 3.Закреплять умения пользоваться палитрой; 4.Закреплять умения детей рисовать в теплой цветовой гамме; 5.Создать радостный эмоциональный настрой. 1.Учить детей изображать ночной пейзаж; 2.Закреплять умения рисовать в холодной цветовой гамме; 3.Продолжать формировать представления детей о пейзаже, как жанре живописи; 4.Развивать творческую активность, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность. Развивать воображение. 1.Учить детей передавать в рисунке образ котенка; 2.Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования восковыми мелками; 3.Развивать образное восприятие и воображение; 4.Вызвать радость созданного изображения; 5.Воспитывать любовь к домашним животным; 1.Учить изображать гуашью на листе бумаги петушкасимвола нового 2017 года, создание эскиза простым карандашом, печать, тычок, рисование кончиком кисти; 2. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре; простой карандаш, ластик, салфетки, кисти №1-3, баночки с водой, акварельная бумага, образец рисунка. Акварель, палитра, кисти №1-3, карандаш простой, ластик, бумага акварельная, салфетки, баночки с водой. альбомные листы, восковые мелки, простой карандаш, цветные карандаши, иллюстрации кошек, образец рисунка. альбомные листы, гуашь, палитры, баночки с водой, простой карандаш, ватные палочки, салфетки. январь 12,13 «Зимний пейзаж» февраль 14,15 «Горный пейзаж» 16-17 Натюрморт « Весенние цветы» 3. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы; 4.Создать радостное настроение в преддверии Нового года. 1.Закрепить понятие «пейзаж», «передний и задний план», «эскиз»; 2.Закреплять навыки рисования деревьев; 3.Учить передавать в рисунке красоту зимнего пейзажа; 4.Развивать воображение и цветовое восприятие; 5.Воспитывать аккуратность и самостоятельность; 6.Воспитывать любовь к природе. 1.Познакомить детей с понятием «горный пейзаж»; 2.Закрепить рисование методом «тычка сухой кистью»; 3.Учить прорисовывать тонкой кистью мелкие детали рисунка; 4.Развивать внимание, усидчивость и аккуратность; 5.Воспитывать любовь к природе. альбомные листы, гуашь, кисть №3,1, баночки с водой, палитра, простой карандаш, ластик, репродукции зимнего пейзажа, образец рисунка, салфетки. Альбомные листы, гуашь, кисть щетина №3, кисть плоская №3, кисть белка №1-3, баночки с водой, салфетки, репродукции картин горного пейзажа художников. 1.Учить детей рисовать с на- Ваза с цветами, туры, передавая форму вазы, бумага акварельная, гуашь, конструкцию цветов; 2. Учить детей красиво рас- кисти белка 1-3, полагать изображение на лис- палитра, баночки с водой, салте бумаги; 3. Закреплять умение разли- фетки, репрочать оттенки цветов и переда- дукции картин с цветочным навать их в рисунке; тюрмортом. 4. Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию; март март 5. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, самостоятельно подбирать цвета в соответствии с натурой; 6. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка; 7. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов; 8. Развивать образное эстетическое восприятие; 9. Воспитывать интерес к жанру живописи - натюрморт, к творчеству известных художников; 10. Воспитывать самостоятельность; 11. Способствовать проявлению положительных эмоций; Графика 1.Продолжать учить детей 18, 19 рисовать натюрморт, переда«Натюрморт вать характерные особеннос кувшином» сти цвет, строение и форму; 2.Передать более точную форму кувшина и его соотношение по величине к фруктам; 3.Развивать внимание, усидчивость, аккуратность; 4.развивать образное эстетическое восприятие; 5.воспитывать интерес к жанру живописи - натюрморт, к творчеству известных художников. Декоративное рисование Хохломская 1.Научить рисовать сложроспись ные элементы хохломской 20, 21 «Зна- росписи с помощью тонкой комство с кисти; Кувшин, лампа, карандаш простой, ластик, альбомные листы, образец рисунка Образцы элементов росписи, игрушки, иллюстрации элементов, апрель май элементами», «Роспись кружки» 2.Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов; 3.Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. 22, 23, 24 Гжель «Знакомство с элементами росписи» «Роспись тарелки». 1.Научить рисовать сложные элементы росписи; 2.Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов; 3.Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. Графика 25- 29 1.Побуждать детей рисовать Графика крупно во весь лист; «Рисуем чело- 2.Упражнять в создании контуров простым карандавека». шом; 3.Развивать умения передавать форму, строение изображаемого предмета, учитывая правильные пропорции всех частей тела; 4.Пробуждать познавательную активность детей и интерес к творчеству; 5.Воспитывать самостоятельность детей в изобразительной деятельности. ложка, кружка, ватные палочки, гуашь, кисти №1, 3,альбомные листы, баночки с водой, простой карандаш, салфетки. Образцы элементов росписи, игрушки, образец тарелки, ватные палочки кисти 13,альбомные листы, белила, гуашь синяя, баночки с водой, салфетки. Альбомные листы, простой карандаш, ластик, иллюстрации скульптур человека, иллюстрации человека изображенного в графике. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Литература Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html (дата обращения 09.12.2014) http://www.profiz.ru/sec/6_2013/novij_sanpin/ Короткова Е.А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 128 с. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208 с. Либралато В. Школа акварели ВалериоЛибралато. Рисуем натюрморты. М.: Эксмо, 2013. – 96 с. Микляева Н.В. Коментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2010. – 128с. Майорова Ю.А. «Простые уроки рисования от простого к сложному». Нижний Новгород. ООО «Издательство «Доброе слово». 2012 «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитиной. Румянцева Е.А. «Веселые уроки рисования».М.: Айрис – пресс, 2014. – 160с.