31.05.2021
31.05.2021
Жизнь современного ребенка буквально «пропитана» технологиями. А уже через 10-15 лет нынешние дошкольники будут использовать
технологии, которые сегодня пока не созданы. Согласно прогнозам 85%
профессий, которые появятся к 2030 году, еще не существует.
В связи с этим перед педагогами всех уровней образования, в том числе и дошкольного, встает задача воспитания человека, способного ориентироваться в ситуациях неопределенности, в мире высокой технологической оснащенности, способного конкурировать, в первую очередь, в творческих идеях.
В 2019 году мы начали с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы апробацию парциальной модульной программы «STEM-образование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Аверин С.А., Волосовец Т.В., Маркова В.А.).
В программу STEM-образования включены 6 модулей: "LEGO-конструирование", "Экспериментирование с живой и неживой природой", "Математические игры", "Робототехника", "Мультстудия «Я творю мир», "Дидактическая система Ф. Фребеля". Программа ориентирована на использование творческих заданий, экспериментально-исследовательских методов, проектов, поддержку детских инициатив, активности и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Наблюдая
за детьми, мы убедились, что образовательная практика STEM-день открывает широкие возможности
для детского развития. Они с удовольствием и радостью участвуют в совместной познавательной и творческой деятельности,
преобразуют предметно-пространственную среду в группе в соответствии со своими
интересами, содержательно общаются со сверстниками в процессе решения
проблемной ситуации.
31.05.2021
STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технология, инженерия и математика). STEM-технологии помогают познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его как систему со всеми взаимосвязями, выработать инженерный стиль мышления и научить работать в команде.
Главный принцип STEM-технологий — от практики к теории. Сначала дети сталкиваются с проблемой, ищут ответ на вопрос, например, «какого цвета вода», решают задачу практическими способами, а затем в теории изучают, почему это так работает. Поэтому можно сказать, что STEM-подход учит не просто получать знания, а применять их в жизни.
Зачем STEM-технологии нужны дошкольникам
Помогает общаться в группе. Ребята решают сложные задачи в группе — так они учатся задавать вопросы и получать ответы, общаться, достигать совместной цели. Также ребята лучше узнают друга и формируют более крепкие и доверительные отношения.
Развивает критическое мышление. STEM-подход — это всегда вопрос, на который пытается ответить ребенок. Изучая условия, собирая информацию, сравнивая между собой факты, ребенок учится отличать важное от лишнего, работать с источниками, учится не доверять, а проверять.
Развивает познавательные процессы. С помощью экспериментов и технических задач познавательные процессы развиваются быстрее, чем в стандартных условиях. Больше всего это связано с мотивацией: когда ребенок вовлечен в интересное дело, он становится более внимательным, лучше воспринимает и запоминает информацию, больше ее осмысляет.
Помогают стать активным и самостоятельным. Чем больше задач успешно решает ребенок, тем больше он верит в себя, хочет быть самостоятельным. Теперь он сам будет предлагать свою помощь взрослым, а не ждать их просьбы.
Как мы применяем STEM-технологии с дошкольниками
Конструирование. Кажется, что дети и так умеют строить любые предметы из конструкторов, из бумаги, картона, других материалов. И это здорово — важно поддержать этот интерес, а также развить его. Важно, чтобы дети умели строить не только по образцу, но по заданной теме, чтобы они умели конструировать по условиям, например, строить мост определенной высоты или ширины. Мы привлекаем детей к конструированию по чертежам — это может быть условная схема, которую легко прочитать. Важно научить не только строить, но и вносить изменения, переделывать, отказываться от идей, обновлять — построил мост, а теперь сделай так, чтобы под этим мостом смогла пройти игрушка.
Игры и упражнения. С помощью простых игр и заданий детей можно знакомить с основными математическими понятиями. Понятия размера, формы, количества помогут освоить другие технические компетенции, станут необходимой базой. Мы используем сортер, бусы из бусин разного цвета и формы. Мы часто предлагаем упражнения на соотношение величин: кто больше, кто выше, кто тяжелее. В том числе, игры с весами.
Научные эксперименты. Во-первых, дети всегда воспринимают эксперименты как маленькое чудо и соглашаются на них легко. Во-вторых, им хочется повторить их за педагогом. В-третьих, эксперименты помогают познакомить ребят с принципами и правилами научного исследования.