ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Дизайн-студия «ЧУДО-сад» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Актуальность программы Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Дизайн – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации». Наши дети делают украшения для группы к праздникам, подарки родителям и педагогам. Программа дает им реальную возможность увеличить пространство для развития своей познавательной и творческой активности, помо1 гает реализовать свои личностные качества и способности, а также инициативность и самостоятельность. Занятия в рамках данной программы помогут детям осознать связь искусства с жизнью, позволят расширить кругозор, научат принимать посильное участие в создании жизненной среды. Педагогическая целесообразность Нетрадиционные техники в рисовании и декоративно-прикладном творчестве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Именно нетрадиционные художественные техники создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Отличительные особенности программы Настоящая программа описывает содержание по двум модулям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам тестопластики и бисероплетения. Данные техники дают немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программа активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместно со взрослым) композиций. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображению. Цель программы: Развитие у старших дошкольников творческих способностей, исследовательского интереса через познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и созидательного отношения к окружающему. Задачи программы: Развивающие: -формировать творческое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, устойчивый интерес к художественной деятельности; -развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; -формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Обучающие: -закреплять и обогащать знания детей в разных видах художественного творчества; -знакомить детей с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними; -познакомить с разнообразными техниками рисования и работы с тестом, бисером; 2 -учить пользоваться схемами изготовления изделия самостоятельно. Воспитательные -воспитывать целеустремленность, аккуратность; -воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; -воспитывать потребность в творческом преобразовании предметной окружающей среды; -воспитывать навыки коммуникации в процессе совместной творческой деятельности; -формировать корректное отношение к чужому мнению и работам сверстников; -формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества. Принципы построения педагогического процесса: 1. От простого к сложному. 2. Системность. 3. Модульного подхода. 4. Индивидуального подхода. Модули программы могут осваиваться в разной последовательности в зависимости от интересов детей. Для реализации программы в зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, художественное слово (стихи, загадки, пословицы), вариативные способы оценки, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. Наглядные: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. Большое место отводится наглядности в виде реальных предметов декоративно-прикладного творчества. Практические: изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей с комментированием. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Примерная структура занятия: 1. Сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, просматриваются видеоролики. 2. Рассказ воспитателя, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания. Обсуждение плана действий, подготовка рабочего места. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и сверстников. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материа 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Количество п/п часов 1. Вводное занятие «Кто такой дизайнер и чем он занимает1 ся?» 2. Рисование с применением нетрадиционных техник 11 3. Основы бисероплетения 7 Основы тестопластики 11 4. Самостоятельная творческая работа 2 5. Итого 32 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I этап (начальный). Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей. Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями материала. На этом этапе дети знакомятся с возможностями материалов, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. II этап (основной). Цель: Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изобразительного материала. Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам. III этап (завершающий). Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью. 4 Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ На этапе завершения обучения дети: -будут знать и называть некоторые нетрадиционные техники рисования; -будут знать общие сведения по истории бисероплетения и тестопластики; -будут знать и применять правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; -познакомятся с различными материалами и их свойствами; -освоят навыки работы с различными материалами; -запомнят основные цвета и некоторые их оттенки, формы, величины, пространственные отношения; -освоят способы получения различных форм на основе схемы; -смогут самостоятельно выполнять работу с опорой на схему и образец (планировать последовательность изготовления изделия и осуществлять контроль результата работы по образцу изделия и схеме); -научатся видеть необычное в обычных предметах; -смогут создавать изображения, используя разные изобразительные материалы; -смогут создавать композицию; -будут декоративно оформлять изделия; -смогут сравнивать предметы, выделять их особенности; -смогут передавать настроение в творческой работе. -будут договариваться между собой при выполнении коллективных работ; Педагогическая диагностика осуществляется в форме индивидуального творческого задания по любому модулю. Основными критериями оценки работ являются оригинальность, художественная идея, самостоятельность замысла и исполнения. 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Календарный учебный график Учебный период с октября по май. Каникулярного периода нет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 32 учебных недели в год. Продолжительность занятия – не более 40 минут. Календарно-тематический план Модуль «Рисование с применением нетрадиционных техник» ОКТЯБРЬ Тема заня- Техника тия Осеннее небо Акварель по-мокрому 6 Программное содержание Познакомить детей с новой техникой создания изображения. Развивать цветовое восприятие. по- Продолжать Осенний лес Акварель мокрому+восковые учить детей рамелки ботать «помокрому». Учить совмещать в одной работе несколько техник Мозаика Познакомить деОсенний тей с новой техпарк никой - мозаика. Учить работать аккуратно мел- Продолжать Дождь в го- Восковые ки+акварель учить детей рароде ботать помокрому. Показать новый прием – растекание по вертикали Оборудование Акварельная бумага, акварель, кисти Бумага, акварель, восковые мелки. Картон, цветная бумага, клей Бумага, акварель, восковые мелки, расческа Восковые мелки Осенний пейзаж Осенние ли- Витраж стья Необычный остров Простой карандаш Веселые пружинки Простой карандаш ДЕКАБРЬ Деревья сугробы мой 7 и Монотипия зи- Зимний лес Монотипия Морозные узоры Рисование свечой Закреплять умение работать восковыми мелками. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Познакомить детей с новой техникой создания изображениявитраж. Показать новые возможности простого карандаша. Учить детей разному нажиму, развивать мелкую моторику рук Продолжать знакомить детей с возможностями простого карандаша. Развивать мелкую моторику рук Познакомить детей с новой техникоймонотипия. Закреплять понятие о симметрии Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа. Познакомить детей с новой техникой - рисование свечой. Бумага, восковые мелки Контурный рисунок витража, гофрированная бумага, клей, ножницы Бумага, простой карандаш Бумага, простой карандаш Бумага, гуашь, кисти Бумага, рель аква- Свеча, акварель Модуль «Основы бисероплетения» ФЕВРАЛЬ ЯНВАРЬ Дата Тема занятия 8 Программное содержание Бисерная азбука Бисероплетение Познакомить с историей возникновения бисероплетения, ознакомить с материалами и инструментами, техникой безопасности при работе с проволокой, вызвать интерес и желание заниматься этим рукоделием Бисероплетение Учить детей элеРадужные ментарному низазмейки нию, знакомить со схемой Колье и браслет Бисероплетение Продолжать учить детей элементарному низанию, работать по схеме Оборудование Радужный цве- Бисероплетение ток Образец изделия, проволока, бусины, схема, флористическая лента Образец изделия, схема, проволока, бусины, лента флористическая Аленький точек Техники цве- Бисероплетение Знакомить детей с петельным низанием, учить собирать элементы в готовое изделие Знакомить детей с плоским параллельным плетением, собирать элементы в готовое изделие Изделия из бусин и бисера, бисер, бусины, проволока, инструменты Образец изделия, проволока, бусины, схема Образец изделия, проволока, бусины, схема Самолетик Бисероплетение Знакомить детей с объемным и параллельным плетением Верба Бисероплетение Знакомить детей с Образец издекомбинированным лия, схема, плетением проволока, бусины МАРТ Модуль «Основы тестопластики» Дата Тема занятия Техники Программное содержание Кулоны и ме- Тестопластика Познакомить детей с основными дальоны элементами и приемами работы из соленого теста; учить детей изготавливать изделия из соленого теста Рамка для фото Тестопластика Продолжать учить детей изготавливать изделия из соленого теста Магнит на хо- Тестопластика лодильник АПРЕЛЬ Браслет и бусы 9 Тестопластика Подставка для Тестопластика телефона Декоративная Тестопластика Продолжать учить детей изготавливать изделия из соленого теста Продолжать учить детей изготавливать изделия из соленого теста Продолжать учить детей изготавливать изделия из соленого теста Продолжать учить Образец изделия, схема, проволока, бусины Оборудование Тесто, клей ПВА, кисточки, гуашь Тесто, клей ПВА, белая краска, кисточки, ашь Тесто, клей ПВА, белая краска, кисточки, ашь Тесто, клей ПВА, кисточки, ашь Тесто, клей ПВА, кисточки, ашь Тесто, клей гу- гу- гу- гу- МАЙ тарелка мос» «Кос- Панно Тестопластика Веселые цифры Тестопластика Часы Тестопластика Веселые буквы Тестопластика Картина Тестопластика Самостоятельная творческая работа детей изготавли- ПВА, белая вать изделия из краска, соленого теста кисточки, гуашь Продолжать учить Тесто, клей детей изготавли- ПВА, белая вать изделия из краска, соленого теста кисточки, гуашь Продолжать учить Тесто, клей детей изготавли- ПВА, вать изделия из кисточки, гусоленого теста ашь Продолжать учить Тесто, клей детей изготавли- ПВА, вать изделия из кисточки, гусоленого теста ашь Продолжать учить Тесто, клей детей изготавли- ПВА, кисточвать изделия из ки, гуашь соленого теста Продолжать учить Тесто, клей детей изготавли- ПВА, белая вать изделия из краска, кисточсоленого теста ки, гуашь Выставка детских работ Календарно-тематический план может быть изменен с учетом интересов детей, имеющихся материалов. Материально-технические условия реализации программы 1. Магнитная доска. 2. Мольберт. 3. Музыкальный центр. 4. Изобразительный материал: пластилин; гуашь; акварельные краски; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролон; ватные диски; шерстяные нитки; зубные щетки; манка; соль; одноразовые вилки; бумага альбомная; картон белый, цветной; стаканы для воды; 10 подставки под кисти; бисер и бусины разных цветов и размеров; проволока; соленое тесто. 5. Схемы плетения и лепки. 6. Образцы изделий. 7. Подставки для бусин, для сушки лепных работ. 8. Салфетки. 11 Список литературы 1. Антипова, М. А. Самые красивые поделки из соленого теста / М. А. Антипова. – Ростов н/Д : Владис, 2012. – 192 с. : ил. (Умелые руки). 2.Гусева. И. В. Соленое тесто: Лепка и роспись. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 96 с.: ил. – (Серия «Детское творчество»). 3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Сфера 2008г. 4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» 2004г. 5. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Волшебные шнурочки» - Москва, АРКТИ, 2008. 6. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения» - Культура и традиции, 1999. 7. Бенсон Э. «Бисероплетение» - АСТ, 2011. 8. Виноградова Е.Г. «Большая книга бисера» - Кристалл, 2000. 12 Приложение 1 Рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю. Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия. Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы. Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что– то не получилось сразу. На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое! Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям. Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха! 13 Приложение 2 Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей Змейка Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий. Самолет Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Черепаха Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем». Жучок Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-жж». Машина Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток. Аппликация на тесте Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы. Предложите ребенку выполнить упражнения: «Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко. «Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха. 14 «Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. Рисунок на тесте Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.). Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста? Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?» Мозаика Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки. Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке. На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА. Преимущества соленого теста: 1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; 2.Легко отмывается и не оставляет следов; 3.Безопасно при попадании в рот. 4. Лепится замечательно, к рукам не липнет; 5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; 6. Предметы из соленого теста хорошо красятся. 15 7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... 8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. 16