ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Цель программы: создание условий для творческой самореализации детей старшего дошкольного возраста и развития основ технического мышления в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). Задачи программы: -познакомить детей с историей возникновения и видами анимации; -познакомить детей с технологией создания анимационного фильма; -познакомить детей с шедеврами мировой анимации; -обучать различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов; -развивать творческое мышление и воображение; -развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. -поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационного творчества; -воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; -воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Актуальность программы заключается в создании условий для ознакомления дошкольников с основами медийных и цифровых технологий, интеграции совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми на основе синтеза художественного и технического творчества. Содержание программы разработано с учетом парциальноймодульнойпрограммыразвитияинтеллектуальныхспособностейв процессе познавательной деятельности и вовлечения в научнотехническоетворчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авт. Т.В.Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин). Новизна данной программы состоит в использовании интегрированного подхода, сочетающего изучение технических аспектов анимации и компьютерных технологий c созданием сценария, героев, объектов в различных техниках и практических занятий, связанных с работой с программным продуктом, в организации социально-значимой практической деятельности (показ отснятых мультфильмов дошкольниками). Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в создании условий для проявления дошкольниками творчества, инициативы, формирования навыков самоорганизации, коммуникации и сотрудничества, расширении осведомленности в области информационно-коммуникационных технологий. Дети приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется съёмка, монтаж, озвучание и просмотр авторского продукта. Помимо этого анимация даёт детям возможность проявить свои способности в рисовании, различных видах прикладного искусства, речевом развитии. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебный период с октября по май, каникулярный период не предусмотрен. Образовательная деятельность проводится во второй половине дня, 1 раз в неделю, 32 учебных недели в год. Продолжительность работы с детьми не превышает 40 минут. Предельная наполняемость группы не более 8 человек. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема Введение Знакомство с модулем «Мультстудия «Я познаю мир» Кукольная анимация Создай свою историю Подготовка презентации мультстудии ВСЕГО СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Количество часов 2 4 10 12 4 32 Введение – 2 часа. Знакомство с видами и жанрами художественного кинематографа.Виды и жанры кино. Их отличия. Мультипликация – одиниз жанров кинематографа.Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. Профессия мультипликатора. Виды анимации (рисованная, кукольная, пластилиновая, перекладка). Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Знакомство с модулем «Мультстудия «Я познаю мир» - 4 часа. Возможности программы.Техника безопасной работы с персональным компьютером. Техника безопасности на рабочем месте для обучающихся. Создание анимационного ряда по шаблону. Создание папки. Работа с веб-камерой. Кадрирование. Ближний и дальний кадр. Способы фотографирования. Покадровое фотографирование.Покадровое перемещение героев внутри сцены, учитывая особенности строения тела человека или животного, а также происходящего действия. Монтаж кадров. Просмотр отснятого материала. Звуки и музыка в фильме.Звуковые эффекты и музыкальное сопровождение. Вставка звуков. Нарезка музыкального сопровождения. Озвучивание героев. Одновременное использование звука, музыкального сопровождения и озвучивания героя.Запись голосов героев (коллективная работа). Кукольная анимация–10 часов. История кукольной анимации. Просмотр отрывков кукольных мультфильмы. Работа со сценарием. Алгоритм создания сценария. Распределение ролей. Работа с ширмой. Для чего нужны декорации. Правила расстановки декораций. Как куклы двигаются. Правильная постановка персонажа в кадре: движения (разовые и цикличные), переход от кадра к кадру Работа с кадром. Покадровое фотографирование. Работа со звуком. Многообразие звуков. Выразительное произнесение закадрового текста. Озвучивание и запись голосов героев. Создай свою историю–12 часов. Работа со сценарием. Продумывание сюжета. Совместное сочинение сюжета, характеристики особенностей главных героев, поступков героев, детальное описание декораций. Распределение ролей. Изготовление фона, декораций. Какие бывают декорации, просмотр отрывков мультфильмов.Изготовление фона для фильма. Изготовление мелких деталей. Компоновка на фоне. Мимика и движение. Как показать настроение, мимику и движение героя. Инструменты и материалы для изготовления двигающихся деталей героев.Изготовление атрибутов и героев к мультфильму. Озвучивание героев.Выразительное произнесение закадрового текста.Запись голосов героев. Подготовка презентации мультстудии – 4 часа. Обсуждение вариантов названий для детской мультстудии. Выбор техники изготовления букв, которые есть в названии (лепка, рисование, LEGOконструирование и др.).Изготовление букв. Покадровая съёмка движения букв.Выбор музыкального сопровождения. Монтаж и наложение звука. Презентация и совместное обсуждение авторских мультфильмов. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программой предусмотрены индивидуальная и подгрупповая форма работы с детьми.Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в рамках Программы. Образовательная деятельность строится в форме игры, совместной творческой и практической деятельности через применение следующих методов: -словесный метод: рассказ, обсуждение, диалог; -наглядный метод: демонстрация видеоматериала, иллюстраций, наблюдение; -практический метод: овладение практическими умениями рисования, лепки, конструирования, работы с ноутбуком, веб-камерой, ширмой и декорациями. В образовательной работе с детьми используются приёмы: -чтение художественной литературы; -составление творческих рассказов на основе моделирования (условные заместители, интеллект-карта); -приёмы сценической речи; -смешанные техники рисования, лепки, конструирования. Создание проекта каждого мультфильма проходит несколько последовательных этапов. Литературный этап: 1. Подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется авторское произведение (стихотворение, сказка) или самостоятельно сочинённое). 2. Разработка сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает, выбор наиболее интересного варианта решения происходящего). Режиссёрский этап: 1. Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определённому сюжету). 2. Распределение ролей и обязанностей. Изобразительный этап: 1. Определение изобразительных техник для изготовления героев и декораций с опорой на инициативу и опыт детей. 2. Изготовление героев, декораций. Создание декораций: ребенок изучает всевозможные оттенки красок и подходящие фактуры материалов, знакомится с архитектурными особенностями различных городов. Каждый участник группы создает своего персонажа и участвует в анимации определенной сцены. Съемочный этап: 1. Съемка по эпизодам мультфильма (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; осуществление процесса покадровой съемки в программе). 2. Звуковое оформление (выразительное чтение текста). Каждый участник озвучивает свой текст к видеоряду. 3. Подбор музыкальных композиций, музыкальных и шумовых эффектов. Монтаж фильма: Монтаж фильма выполняет педагог в программе HUEAnimation. Дети участвуют в отборе и удалении некачественных кадров, предлагают варианты изменения длительность кадра, подстраивания длительности кадров в сюжете под длительность выбранного музыкального сопровождения. Премьера мультфильма: 1. Изготовление афиш, пригласительных билетов на премьеру мультфильма. 2. Просмотр мультфильма, совместно с родителями и детьми детского сада. Техники, используемые при создании мультфильмов: -пластилиновая анимация: герои выполняются из пластилина. -предметная анимация: используются готовые игрушки, объемные поделки детей (конструктор LEGO, пластилин, соленое тесто, картон и т.д.). -смешанные: в одном проекте используются несколько техник. Примерная структура совместной деятельности взрослого и детей: 1. Приветствие. 2. Планирование предстоящей деятельности: обсуждение сюжета, героев, декораций, материалов и др. 3. Практическая деятельность в парах, тройках, индивидуально. 4. Рефлексия. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ На этапе завершения обученияпо Программеребенок: -расширит и систематизирует свои представления о разных видах творчества (кино, литература, театр, изобразительная деятельность, конструирование, прикладное искусство, музыка, видеомонтаж); -сможет рассказать некоторые сведения из истории мультипликации, видах анимации, о профессии мультипликатора; -сможет придумывать короткие авторские истории с опорой на план/модель; -научится планировать, выбирать и создавать декорации к фильму в зависимости от сюжета и характеристик героев; -сможет задавать вопросы взрослым и сверстникам, опираясь на свой опыт в различных видах деятельности; -будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей; -получит опыт самореализации в значимой для него деятельности; -освоитосновные способы работы с программойHUEAnimation. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оборудование и программное обеспечение -комплект «Мультстудия «Я творю мир» (методические рекомендации, вебкамера, трансформируемая двусторонняя ширма, набор фонов, декораций и магнитов, ПО HUEAnimation); -ноутбук; -рабочие столы для детей; -настольный театр, наборы фигурок; -расходный материал для творческой деятельности; -ЖК-панель для просмотра анимационных фильмов. Список использованной литературы 1. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научнотехническое творчество: учебная программа / Т.В.Влосовец и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 2.Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир». Методические рекомендации. М, 2018. 3. Затеева Е.В., Трапезникова О.А. Развитие детской инициативы средствами мультипликации / Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 70-77.