ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная мозаика» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Новизна программы заключается в том, что она имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются технологии групповой деятельности, личностно-ориентированные, игровые технологии. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: Образовательные: Расширять и систематизировать представления детей в области музыки: классической, народной, эстрадной. 2 Обучать детей вокальным навыкам. Воспитательные: Воспитывать культуру сценического поведения. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала. Развивающие: Развивать музыкально-эстетический вкус. Развивать музыкальные способности детей. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса), необходимо соблюдать следующие условия: -игровой характер занятий и упражнений; -активная исполнительская деятельность детей; -доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях. Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокальнопевческую постановку корпуса. 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Темы занятий 1 Вводная часть Музыкальная подготовка 1 Развитие музыкального слуха 2 Развитие музыкальной памяти 3 Развитие чувства ритма Вокальная работа 1 Прослушивание голосов 2 Певческая установка. Дыхание 3 Распевание 4 Дикция 5 Работа с ансамблем над репертуаром ВСЕГО: Количество часов 2 2 2 2 2 8 7 5 2 32 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводная часть – 2 часа Содержание. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, установка. 2. Музыкальная подготовка – 6 часов 1. Развитие музыкального слуха – 2 часа Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. 2. Развитие музыкальной памяти – 2 часа Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. 3. Развитие чувства ритма -2 часа Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. 3. Вокальная работа - 24 часа 1. Прослушивание голосов – 2 часа Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа. 2. Певческая установка. Дыхание – 8 часов Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и 4 головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. 3. Распевание – 7 часов Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая. 4. Дикция – 5 часов Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность. 5. Работа с ансамблем над репертуаром – 2 часа Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма. Коллективная. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Возрастные особенности детей позволяют включать в образовательный процесс два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: -песни хором в унисон; -хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.); -тембровыми подгруппами; -включение в хор солистов; -пение под фонограмму. Примерная структура занятия: 1. Вводная часть. - Приветствие - Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). 3. Основная часть. Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и 5 индивидуальная работа (сольное пение). Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: -знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения); -работа над вокальными и хоровыми навыками; -проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: -споем песню с полузакрытым ртом; -слоговое пение («ля», «бом» и др.); -хорошо выговаривать согласные в конце слова; -произношение слов шепотом в ритме песни; -выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово; -настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); -задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; -обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; -использовать элементы дирижирования; -пение без сопровождения; -зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: -выразительный показ (рекомендуется акапельно); -образные упражнения; -вопросы; -оценка качества исполнение песни ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ На этапе завершения обучения ребенок: -расширит опыт восприятия песен разного характера; -сможет проявить устойчивый интерес к вокальному искусству; -сможет петь естественным голосом, протяжно, без напряжения; -научится внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов; -будет контролировать слаженное пение, не отставая, и не опережая друг друга; -будет способен правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, относительно чисто интонировать; -сможет различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное; -будет способен точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок; -освоит умение контролировать слухом качество пения; -будет выработана певческая установка; -сможет петь без музыкального сопровождения. 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Календарный учебный график Учебный период с октября по май, каникулярный период не предусмотрен. Образовательная деятельность проводится во второй половине дня 1 раз в неделю, 32 учебных недели в год. Продолжительность образовательной деятельности не превышает 40 минут. Календарно-тематическое планирование Октябрь Содержание работы Задачи пространства, 1. Коммуникативная Освоение установление контактов, игра-приветствие. психологическая настройка на работу. 2.Артикуляционная певческий голос, гимнастика по Развивать правильному системе В. способствовать звукообразованию, охране и Емельянова. укреплению здоровья детей. 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, Музыкальный материал «Приветствие» Модель Евдокимовой. И. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Чудо нос» 3. «Приключения язычка» № 1. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». 7 восклицание), темпом (с 5. Упражнения для ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией 1. «Кот и мышка» распевания. (обыгрывать образ и показывать А.Евдотьевой действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). 6. Песни. березка», Упражнять детей в чистом «Плакала интонировании поступенного и муз. и сл. И.Осокиной кораблики» скачкообразного движения «Белые муз. и сл. К.Костина мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. Количество занятий - 4 Содержание работы 1. Игра-приветствие. Ноябрь Задачи Психологическая занятие. настройка Музыкальный материал на Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. 2.Артикуляционная гимнастика по Подготовка голосового аппарата к системе В. дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать Емельянова. Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок» № 2. 8 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5 Упражнения распевания. 6. Пение. правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой 1. Няня мылом мыла Милу…» артикуляцией. 2. «Сорок сорок ели Учить детей чётко проговаривать сырок…» текст, включая в работу 3. «Шла Саша…» артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, темпом (с для восклицание), ускорением и замедлением, не 1. «Теремок». повышая голоса), интонацией 2. «Курочка Ряба». (обыгрывать образ и показывать А.Евдотьевой действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). «Ежик», музыка С. Расширять диапазон детского Алексеевой, слова В. голоса. Учить точно попадать на Борисова. знакомых первый звук. Слышать и Пение передавать поступенное и песен скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 9 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. Количество занятий - 4 Содержание работы Декабрь Задачи 1. Коммуникативная Освоение установление игра-приветствие. психологическая работу. пространства, 1. «Приветствие» контактов, Модель настройка на И.Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. 2.Артикуляционная певческий голос, гимнастика по Развивать правильному системе В. способствовать звукообразованию, охране и Емельянова. укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. Музыкальный материал Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Ветер» Артикуляционная гимнастика «Кот Музик». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». 10 5 Упражнения распевания. текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные выражения: для эмоциональные грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. 6. Пение. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Лягушка муравей», «Белочки» А.Евдотьевой, Знакомый репертуар. и «Дед Морозхудожник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен Количество занятий - 4 Содержание работы Январь Задачи 1. Коммуникативная Освоение установление игра-приветствие. психологическая Музыкальный материал пространства, «Приветствие» контактов, Модель настройка на Евдокимовой. И. 11 работу. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Насос» 2.Артикуляционная гимнастика по Подготовить речевой аппарат к 2. Артикуляционная «Кот системе В. дыхательным и звуковым играм. гимнастика Развивать дикцию и артикуляцию. музик» Емельянова. 3.Интонационнофонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (Ии-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты 1. «Волк и красная шапочка» звучания каждого интервала 2. «По щучьему 1. Продолжать учить детей петь веленью» естественным голосом, без А.Евдотьевой напряжения, правильно брать было в дыхание между музыкальными «Дело январе» фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение В.Шаинского вовремя начинать пение после Повторение музыкального вступления, точно знакомых песен попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном 12 диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. Количество занятий - 4 Февраль Содержание работы Задачи 1. Коммуникативная Освоение установление игра-приветствие. психологическая работу. пространства, «Приветствие» контактов, Модель И. настройка на Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 2.Артикуляционная певческий голос, гимнастика по Развивать правильному системе В. способствовать звукообразованию, охране и Емельянова. укреплению здоровья детей. 3.Интонационнофонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Музыкальный материал Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. 1. «Поехали» 2. Артикуляционная гимнастика «Принцесса» «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Вёз корабль Учить детей чётко проговаривать камень», текст, включая в работу «Ди-ги, ди-ги дай» 13 5. Упражнения распевания. артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не голоса), интонацией для повышая (обыгрывать образ и показывать действия). 6. Песни. «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евдотьевой Знакомые распевки. Упражнять детей во взятии «Разговор с глубокого дыхания. Развивать 1. мамой», муз. А. артикуляцию, прикрытый звук. Филиппенко, сл. Т. 1. Уточнить умение детей вовремя Волгиной вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. Количество занятий - 4 Март Содержание работы 1. Игра-приветствие. Задачи Психологическая занятие. настройка Музыкальный материал на Упражнение: гости». «Здравствуйте». 2.Артикуляционная гимнастика по Подготовка голосового аппарата к Картушина. «В 14 В. дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать Упражнения: правильному звукообразованию, «Обезьянки». охране и укреплению здоровья «Весёлый язычок». детей. Знакомый репертуар. 3.Интонационнои Формировать звучание голоса в «Лягушка фонопедические разных регистрах, показывая кукушка» упражнения. высоту звука рукой Следить за Игры со звуком: правильной певческой «Волшебная коробочка», артикуляцией. «Волшебные 4.Чистоговорки. предметы». Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу «Няня мылом мыла артикуляционный аппарат; Милу…» Проговаривать с разной «Сорок сорок ели интонацией (удивление, сырок…» повествование, вопрос, «Шла Саша…» восклицание), темпом (с Знакомый материал. 5. Упражнения для ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией распевания. (обыгрывать образ и показывать «Дюймовочка и действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского жук», голоса. Учить детей точно «Стрекоза и рыбка», попадать на первый звук. А. Евдотьевой Самостоятельно попадать в 6. Пение. тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». «Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Побуждать детей к активной Волгиной Пение знакомых вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а песен капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у системе Емельянова. 15 детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Количество занятий -4 Апрель Содержание работы Задачи 1. Коммуникативная Освоение установление игра-приветствие. психологическая работу. пространства, 1. «Приветствие» контактов, Модель И. настройка на Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. 2.Артикуляционная певческий голос, гимнастика по Развивать правильному системе В. способствовать звукообразованию, охране и Емельянова. укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. Музыкальный материал «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» короткий вдох, долгий выдох; «Машина»вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на Формировать более прочный цепном дыхании, навык дыхания, укреплять повышая и понижая дыхательные мышцы, голос). способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный Проговаривание аппарат. текста песен, Учить детей чётко проговаривать попевок. текст, включая в работу «Уточка», артикуляционный аппарат; «На дворе трава». Развивать образное мышление, Знакомый репертуар. мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать «Я хороший», 16 5. Упражнения распевания. слуховое восприятие. Учить детей различные для использовать эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. 6. Пение. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евдотьевой 1. «Что такое семья?» Е.Гомоновой Пение знакомых песен Количество занятий -4 Май Содержание работы Задачи 1. Коммуникативная Освоение установление игра-приветствие. психологическая Музыкальный материал пространства, 1. «Приветствие» контактов, Модель И. настройка на Евдокимовой. 17 работу. 2.Артикуляционная гимнастика по Закреплять работу по развитию системе В. певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, Емельянова. охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3.ИнтонационноЗакреплять умение выстраивать фонетические голосом звуковую линию; упражнения. Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы 4.Скороговорки, стихи. руками по извлечению звука. 5.Упражнения распевания. 6. Пение. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» Лазарев. М. Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Закреплять умение детей чётко Знакомый проговаривать текст, включая в репертуар. работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные для выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. «На лесной поляне», Повысить жизненный тонус, «Котенок и божья настроение детей, эмоциональное коровка», А. благополучие, уметь Евдотьевой раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. 1. «Любимый детский сад» Совершенствовать вокальные К.Костина навыки: Пение знакомых 1. Петь естественным звуком песен без напряжения; 2. Чисто интонировать в удобном диапазоне; 18 3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; 4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение; 5. Самостоятельно попадать в тонику; 6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. Количество занятий - 4 Оборудование и методическое обеспечение программы -пианино; -наглядные материалы и пособия, музыкально-дидактические игры; -сценические костюмы, необходимые для создания образа; -музыкальный центр, 2 микрофона. 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с. 20 Приложение 1 № п/п Педагогическая диагностика развития певческих умений Показатели Уровень о н с 1. Качественное исполнение знакомых песен. 2. Наличие певческого координации 3. 4. Умение импровизировать Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту 5. Навыки выразительной дикции слуха, вокально-слуховой о - не справляется с заданием; н (низкий) - справляется с помощью педагога; с (средний) - справляется с частичной помощью педагога; в (высокий) - справляется самостоятельно. в