Изменения в Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2023

Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264
-----------------------------------------------------------------МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2022 г. N 955
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве
просвещения
Российской
Федерации,
утвержденного
постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым
пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942),
приказываю:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Министр

С.С.КРАВЦОВ

Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 8 ноября 2022 г. N 955
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от
31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря
2020 г., регистрационный N 61828):
а) абзац пятый пункта 7 признать утратившим силу;
б) в абзаце шестнадцатом пункта 14 слова "с учетом примерной основной
образовательной программы" заменить словами "федеральной основной
образовательной программой основного общего образования";
в) дополнить новой сноской "4" к абзацу шестнадцатому пункта 14
следующего содержания:
"<4> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";

г) в абзаце шестом пункта 23 слова "нормативные затраты на оказание
государственной или муниципальной услуги в сфере образования" заменить
словами "объем финансового обеспечения реализации образовательной
программы";
д) сноску "4" к абзацу шестому пункта 23 считать соответственно сноской
"5", изложив ее в следующей редакции:
"<5> Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262).".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г.,
регистрационный N 53776):
а) в подпункте 3 пункта 1.6 слово "основных" исключить;
б) пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
"1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного
образования (далее - федеральная программа) <3>;
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы
и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в
сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия
Организации требованиям Стандарта;

образовательной

деятельности

5) формирования содержания профессионального образования и
дополнительного профессионального образования педагогических работников, а
также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития."
в) дополнить новой сноской "3" к подпункту 1 пункта 1.7 следующего
содержания:
"<3> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) в абзаце первом пункта 2.5 слова "с учетом Примерных программ"
заменить словами "федеральной программой";
д) сноску "3" к абзацу первому пункта 2.5 считать сноской "4", изложив ее в
следующей редакции:
"<4> Части 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
е) сноску "4" к абзацу третьему пункта 2.5 считать соответственно сноской
"5";
ж) пункты 2.6 и 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и
психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
обучения и воспитания детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная
направлена на:

область

"Социально-коммуникативное

развитие"

усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных
ценностей, принятых в российском обществе;
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование
готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма,
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу
детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции
ребенком собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту
и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной
деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских)
действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных
операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов
познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и
многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях
внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в
природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении,
культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях
малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;

формирование представлений о количестве, числе, счете, величине,
геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и
отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их
познания;
формирование представлений о цифровых средствах
окружающего мира, способах их безопасного использования.

познания

Образовательная область "Речевое развитие" включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного
словарного запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и
монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров
(фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их
осмысленного восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная
предполагает:

область

"Художественно-эстетическое

развитие"

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к
окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка,
живопись, театр, народное искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах
деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании,

пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических
движениях, словесном творчестве и другое);
освоение разнообразных средств художественной выразительности в
различных видах искусства;
реализацию
художественно-творческих
способностей
ребенка
в
повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники,
развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой,
театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах
деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость,
выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц
и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного
глазомера, ориентировки в пространстве;

аппарата,

развитие

равновесия,

овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег,
прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим
движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам
спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,
городки, кегли и другое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и
другое);
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за
выдающиеся достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах
безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит
от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное
эмоциональное общение со взрослым; двигательная (пространственнопредметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные
игры); предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с
предметами); речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и
первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки,
танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры).
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийнопредметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные
движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая
(отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками);
речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная
речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из
мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные
трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из
лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство,
музыкально-ритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность
(сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная,
дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками
(ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого
и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных
материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные
виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и
элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность
(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,

музыкально-ритмические
инструментах).";

движения,

игра

на

детских

музыкальных

з) пункт 2.10 изложить в следующей редакции:
"2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать
федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной
программы <6>.";
и) дополнить новой сноской "6" к пункту 2.10 следующего содержания:
"<6> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
к) сноски "5" - "8" к пунктам 3.2.1, 3.4.4 и 4.3 считать соответственно
сносками "7" - "10";
л) абзац третий пункта 2.11.2 изложить в следующей редакции:
"а) описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях, федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;";
м) абзац первый пункта 2.12 изложить в следующей редакции:
"2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной
программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые
результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной программы.";
н) абзац четвертый пункта 2.13 изложить в следующей редакции:
"2) ссылка на федеральную программу;";
о) в наименовании главы III слово "основной" исключить;
п) в пункте 3.2 слова "основной образовательной программы дошкольного
образования" заменить словом "Программы";
р) пункт 3.2.9 изложить в следующей редакции:

"3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать
санитарным правилам
и
нормам СанПиН
1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296),
действующим до 1 марта 2027 г., и санитарным правилам СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573),
действующим до 1 января 2027 г.";
с) в пункте 3.5 слова "основной образовательной программы дошкольного
образования" заменить словом "Программы";
т) в пункте 3.6 "основной образовательной программы дошкольного
образования" заменить словом "Программы";
у) в наименовании главы IV слово "основной" исключить;
ф) пункт 4.6 изложить в следующей редакции:
"4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте:
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной
среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует
предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость
в ответ на общение со взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых
людей, имена близких родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно
реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другое);
ребенок произносит несколько простых, облегченных слов;

ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых
(катает машинку, кормит собачку, качает куклу);
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические
процедуры;
ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с
окружающими предметами (открывает и закрывает дверцы шкафа, выдвигает
ящики);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям;
эмоционально реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных
музыкальных инструментов.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения
по зрительному и звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им; играет рядом;
в игровых действиях ребенок
последовательность, взаимосвязь;

отображает действия

взрослых,

их

ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих
действий;
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам,
повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; рассматривает картинки,
показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном
обиходе: различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется
в основных пространственных и временных отношениях;

ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и
прочее) и умеет пользоваться ими;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими
навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
другое);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы
и произведения искусства; осваивает основы изобразительной деятельности
(лепка, рисование) и конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые
качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр,
может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению
правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
у ребенка
деятельностью;

выражено

стремление

заниматься

социально

значимой

ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства
других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать
возникающие конфликты;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их
возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально
одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные
ориентации;

ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку;
способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие,
сопереживание, содействие);
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем
мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в
различных деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания,
математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому
подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей
к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях,
семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях;
государстве и принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и
творческого самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные
произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к
окружающему миру;
владеет
художественными
умениями,
навыками
и
средствами
художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные,
творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для
осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные
решения и проявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной
деятельности и элементы готовности к школьному обучению.".

3. В федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35847):
а) в абзаце втором пункта 1.7 слово "примерных" заменить словом
"федеральной";
б) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом
"федеральной".
4. В федеральном государственном образовательном стандарте образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850):
а) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом
"федеральной";
б) в абзаце двадцатом пункта 2.8 слово "примерной" заменить словом
"федеральной".
5. В федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100), с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 июля 2022 г. N 569 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69676):
а) пункт 11 признать утратившим силу;
б) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического
развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается
федеральная основная образовательная программа начального общего
образования (далее - ФООП), в том числе предусматривающая углубленное
изучение отдельных учебных предметов.".
в) дополнить новой сноской "6(1)" к пункту 12 следующего содержания:

"<6(1)> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Содержание начального общего образования определяется программой
начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией
самостоятельно. Организация разрабатывает программу начального общего
образования в соответствии со ФГОС и ФООП.
Содержание и планируемые результаты разработанных организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
ФООП.";
д) пункт 14 признать утратившим силу;
е) пункт 39.2 изложить в следующей редакции:
"39.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже
определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации <19> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" <20>.";
ж) дополнить пункт 39.2 новыми сносками "19" и "20" следующего
содержания:
"<19>
Бюджетный кодекс Российской
Федерации
(Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст.
7677).
<20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2022, N 41, ст. 6959.";
з) пункт 39.3 и сноску "19" к пункту 39.3 признать утратившими силу;
и) в абзаце первом пункта 43.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и
ФООП".
6. В федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством

юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675):
а) пункт 10 признать утратившим силу;
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического
развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается
федеральная основная общеобразовательная программа - образовательная
программа основного общего образования (далее - ФООП), в том числе
предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов.";
в) дополнить новой сноской "3(1)" к пункту 11 следующего содержания:
"<3(1)> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Содержание основного общего образования определяется программой
основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и
утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает
программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в
соответствии со ФГОС и ФООП, в том числе федеральными адаптированными
программами основного общего образования.
При обучении обучающихся с ОВЗ Организация разрабатывает
адаптированную программу основного общего образования (одну или несколько)
в соответствии со ФГОС и федеральными адаптированными программами
основного общего образования.
Содержание и планируемые результаты разработанных Организацией
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФООП.";
д) пункт 13 признать утратившим силу;
е) в абзацах четырнадцатом и шестнадцатом пункта 33.1 слова "с учетом
примерных адаптированных программ" заменить словами "в соответствии с
федеральными адаптированными программами";

ж) пункт 40.2 изложить в следующей редакции:
"40.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
основного общего образования должно осуществляться в объеме не ниже
определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации <16> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" <17>.";
з) дополнить пункт 40.2 новыми сносками "16" и "17" следующего
содержания:
"<16>
Бюджетный кодекс Российской
Федерации
(Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст.
7677).
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2022, N 41, ст. 6959.";
и) пункты 40.3, 40.4 и сноску "16" к пункту 40.4 признать утратившими
силу;
к) в абзаце первом пункта 45.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и
ФООП";
л) в пункте 46 слово "примерных" заменить словом "федеральных".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».