Средства обучения и воспитания для реализации ООП ДОО

Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством
(помещениями
ДОУ,
прилегающими
и
другими
территориями,
предназначенными
для
реализации
Программы),
материалами, оборудованием, средствами обучения и воспитания детей
дошкольного
возраста,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС ДОУ обеспечивает:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики
информационной социализации и рисков, проявление уважения к их
человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и
поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с
другом и в коллективной работе;
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
ДОУ, групп и прилегающих территорий, приспособленных для реализации
образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
-построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения как с детьми разного
возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и
мыслей;
-создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования и профессионального развития
педагогических работников, а также содействие в определении
профессиональных потребностей и мотивов;
-открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность,
осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране
и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив
внутри семьи;
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности,
интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные

особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
-создание равных условий, максимально способствующих реализации
различных образовательных программ в ДОУ, для детей, принадлежащих к
разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья.
РППС ДОУ обладает свойствами открытой системы и выполняет
образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.
Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает возможность
реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом
специфики
информационной
социализации
детей:
игровой,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
двигательной,
конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и
изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в
соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и
укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и групп создается
педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его
возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование
его индивидуальной траектории развития.
Для выполнения этой задачи РППС отвечает принципам:
1) содержательной насыщенности – включает средства обучения (в
том числе технические и информационные), материалы (в том числе
расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное
оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
2) трансформируемости – обеспечивает возможность изменений
РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональности
–
обеспечивает
возможность
разнообразного использования составляющих РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в
разных видах детской активности;
4) доступности – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в
том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;

5) безопасности – все элементы РППС соответствуют требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
Развивающая предметная среда ДОУ представлена рядом
специфических особенностей: насыщенность и усложненность по возрастам,
создание условий для актуализации освоенных способов деятельности,
проживания эмоциональных состояний в играх и разнообразной детской
активности.
При проектировании РППС учитывается целостность образовательного
процесса в ДОУ в заданных ФГОС ДО
образовательных областях:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической и физической.
РППС ДОУ обеспечивает организацию образовательной деятельности в
социально-коммуникативной области.
В групповых и других помещениях, предназначенных для
образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах,
изостудии, читальном зале и др.), создаются условия для общения и
совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в
разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр
и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в
соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены
зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей
из разных возрастных групп и взрослых.
Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к
объектам инфраструктуры ДОУ а также к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В ДОУ обеспечена доступность предметно-пространственной среды для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов.
Для детей с ограниченными возможностями в ДОУ имеется мебель,
позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть
со сверстниками, в помещениях ДОУ достаточно места для специального
оборудования.
Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает условия для
физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья,
коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства
для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны
для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания,
метания и др.
В ДОУ имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития
крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и
пособия для развития мелкой моторики.

Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает условия для
эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических
и учебно-вспомогательных сотрудников.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития
игровой деятельности детей.
Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях
пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том
числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих
территориях находится оборудование, игрушки и материалы для
разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе
предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает условия для
познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения и
зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных
видов познавательной деятельности детей).
В группах созданы условия для экспериментирования детей с
различными материалами и предметами: водой, глиной, различными
рычагами, весами и т.п.
Для игр детей, а также для конструирования из крупного строительного
материала в группах выделяется место, где можно будет создавать
постройки, прятаться, отыскивать «клады» в соответствии с картой-схемой,
организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки в
соответствии с возрастными особенностями детей. В группах имеются
различные наборы конструкторов: деревянный, LEGO, магнитный,
различная атрибутика для обыгрывания построек.
Для развития познавательных способностей и познавательной
активности имеются различные настольные игры: шашки, шахматы, игры
типа «Танграм», «Пентамино», «Морской бой», различные головоломки.
В группах есть книги познавательного характера, ориентирующие на
изучение окружающего мира, дающие возможность приобретения новых
знаний. Книги имеют яркие красочные иллюстрации и не очень большое
количество довольно крупного текста, который смогут прочитать читающие
дети.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для
художественно-эстетического развития детей. Помещения ДОУ и
прилегающие территории оформлены с художественным вкусом;
оборудованы изостудия, музыкальные залы и зоны в группах, оснащенные
материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной
деятельности детей.
Для свободного доступа детей в группах есть бумага, цветные
карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки обоев,
краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки,
спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева, остатки цветной бумаги).
Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку,
изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др.

В группах имеется оборудование и материалы, позволяющие детям
строить изолированные помещения типа замков, пещер, сказочных домиков,
поездов, дающие возможность укрыться от взрослых и других детей, с
использованием разных материалов: ткань, покрывала, куски картона,
диванные подушки, крупный строительный материал, различные подвижные
игровые модули.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных
областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации
содержания одной образовательной области используются и в ходе
реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует
детским видам деятельности (игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, изобразительной, конструирования,
восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной,
самообслуживанию и элементарному бытовому труду).
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных
пространств (уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления
свободного выбора детьми разных видов деятельности. Центры
трансформируемы: в зависимости от образовательных задач и
индивидуальных особенностей детей они меняются, дополняются и
объединяются. При организации РППС в ДОУ учитывается принцип
доступности для осуществления всех основных видов активности.
Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания
детей в ДОО.
Для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей все
элементы РППС имеют единый эстетический стиль. Одним из необходимых
критериев для полноценного функционирования РППС является оперативное
изменение пространства для возникающих образовательных задач:
организации детской импровизированной самостоятельной игры, проведения
различных тематических занятий и пр. Для достижения максимальной
реакции ребенка на предметное содержание РППС происходит обязательная
смена игрушек, оборудования и прочих материалов. При ограниченных
возможностях замены элементов РППС меняется местоположение.
Места для самостоятельной деятельности детей оборудованы не только
в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. В детском
саду имеются групповые помещения, а также помещения для развития
физических качеств (физкультурный зал), для развития музыкальных и
творческих способностей (музыкальный зал). Оборудованы кабинеты
учителей-логопедов, педагога-психолога.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу
небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать
скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все
материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному
перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Также
предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения,
подумать, помечтать. Такие уголки создаются за счет ширм, занавесов, ниш,

в которых размещаются детские диванчики, напольные подушки, книги,
альбомы для уединившегося ребенка.
В группах созданы различные центры: «Центр познавательного
развития»,
«Центр
экспериментирования
и
природы»,
«Центр
конструирования», «Центр здоровья», «Центр музыки и театра», «Центр
книги», «Центр творчества», «Центр безопасности», «Игротека», «Центр
краеведения».
Материалы и игровое оборудование центров в каждой возрастной
группе подобраны в соответствии с возрастом и адекватными формами
работы с детьми, для использования образовательных технологий
деятельностного типа и эффективной организации совместной и
самостоятельной деятельности детей.
Группы раннего возраста (1-3 года)
Основные характеристики развивающей предметной среды в группах
раннего возраста: разнообразие (наличие всевозможного и максимально
вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка,
позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными
способами); доступность (расположение игрового и дидактического
материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по
показателям
возрастного
развития;
эмоциогенность
(обеспечение
индивидуальной комфортности, психологической защищённости и
эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной,
привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные
эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции; гибкое зонирование
пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся
друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с
особенностями возраста: играем не вместе, а рядом); взаимодополняемость,
взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую; удовлетворение
естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной
двигательной активности, исследовательского характера).
Предметно развивающая среда групп раннего возраста рассматривается
как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий,
обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающее
пространство для малышей 2-3 лет в первую очередь безопасно. Все
оборудование, перегородки надежно зафиксированы, радиаторы закрыты
защитными накладками. Мебель без острых углов, изготовленная из
натуральных и нетоксичных материалов. Безопасность предметноразвивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и
игрушек, они расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши
могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также
самостоятельно убирать ее на место по завершению игры. Для удобства и
рациональности использования группового помещения применяется
зонирование его пространства. С этой целью используют перегородки,
специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо
просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения

безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства
заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его
виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
В помещениях группы раннего возраста созданы следующие
микропространства предметно-развивающей среды:
-развитие движений;
-сюжетных игр;
-строительных игр;
-центр воды и песка;
-изобразительной деятельности;
-музыки и ряжения;
-чтения и рассматривания иллюстраций;
-релаксации (уголок отдыха и уединения).
Пространство не имеет перенасыщения, мобильные, мягкие и легкие
модули позволяют менять облик групповой комнаты и создавать
возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности
детей в различных видах движений. Выделенные зоны имеют возможность
объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка модифицируется
в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.
Младшие группы (3-4 года)
Обстановка в младшей группе создается как комфортная и безопасная
для ребенка. Маленькие дети – это в первую очередь «деятели». Опыт
активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их
развития. Предметная среда группы организуется так, чтобы каждый получил
возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой
деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает
освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и
отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для
одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба,
бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет
ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной
организации среды оборудование располагают по периметру группы,
выделив игровую часть, предусматривают достаточно широкие, хорошо
просматриваемые пути передвижения для ребенка. В обстановку не
включается много оборудования, примерно две трети пространства остается
свободным. Для стимулирования двигательной активности в обстановке
группы имеется оборудование для пролезания, подлезания, перелезания.
Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать
восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать»
способы обследования и действий. Подобираются предметы, из которых
можно извлекать звуки, чувствовать познавать характер поверхности
(гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость, мягкость и другие

разнообразные свойства. Для развития мелкой моторики кроме специальных
дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, включены в
обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров,
коробки, другие хозяйственные предметы.
Ряд игровых атрибутов заменен предметами-заместителями для
развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.
Материалы размещены на открытых полках, внешне привлекательные, яркие,
и довольно часто меняются (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и
пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, это способствует
развитию
его
активности,
самостоятельности.
Разнообразные
конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий
модульный материал предоставляет возможность малышам изменять и
выстраивать пространство для себя. Имеется мозаика (крупная пластиковая,
магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3- 15 частей, наборы кубиков из 412 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а
также игры с элементами моделирования и замещения.
Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный
интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности
имеются рулоны простых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не
осыпаются). Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования
используется гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.
Для удовлетворения познавательной потребности в экспериментировании с
бумагой в группу вносятся старые газеты и журналы.
Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и
природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок
мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, на
уровне глаз детей прикрепляются картинки с изображением людей разного
возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением
эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут), с разными
особенностями внешности, прически, одежды, обуви.
Средние группы (4-5 лет)
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт
совместной со сверстниками деятельности, а также развивать
познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать
впечатления в продуктивных видах деятельности. Средний дошкольный
возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. В игровых наборах для
средней группы имеются куклы разного пола и «профессий», мелкие
игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.); наборы мебели
(крупной и для игр на стопе), посуды, одежды, разнообразные виды
транспорта. В группе имеется запас дополнительного игрового материала:
коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани,
палочек, трубок и пр.; все это находит применение в игре и способствует
развитию игровых замыслов и творчества. Увеличивается количество
крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков,
подушек и пр.), чтобы дети могли сами выстраивать для себя пространство,

видоизменять его (ширмы). Материал для строительных и конструктивных
игр усложняется: по форме деталей, способам крепления, появляются
тематические наборы («Город», «Поезд» и др.).
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать
простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к
окружающему миру. С этой целью в группе организуется место, где
подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью
различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые
предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть.
Среди дидактических игр, имеются игры на сравнение предметов по
различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого
из частей и др. В небольшом количестве имеются игры, предназначенные для
детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям,
опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться
дальше. В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к
языку, речи. В группах большое место уделяется книгам: не только
художественным, но и познавательной литературе для детей, обучающим
книгам.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого,
ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих
действий. Поэтому важное место в группе занимает выставка детских работ
(поделок, рисунков и др.). В среднем дошкольном возрасте у ребенка
усиливается интерес к познанию себя, определению своего места в этом
мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности, умения; уточнить
его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности,
профессии, эмоциональных состояниях людей. Для этого используется
изготовление и размещение в плакатов, подборок иллюстраций, фотографий.
(Например, плакаты: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я
плачу и смеюсь»).
Старший дошкольный возраст (5-8 лет)
При переходе ребенка в старшую, подготовительную группу, начинает
меняться его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим
среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой
организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять
познавательную
активность,
самостоятельность,
ответственность,
инициативу. Пространство группы «разбивается» на небольшие
полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться
одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо
закрепив их. Дети вместе с воспитателем могут по собственному замыслу
несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой
цели используются небольшие ширмы (деревянные или металлические
каркасы и отрезы ткани), крупный модульный материал или обычные
картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать
во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных,

режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с
готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных
развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты:
бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа),
общественные
(праздники,
путешествия),
содержание
любимых
литературных произведений и кинофильмов.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована.
Размер оборудования и игрушек премущественно для игр на столе.
Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и
длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на
которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно
определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в
которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В
группе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной
упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов
для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов.
В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки.
Это дидактические, развивающие и логико-математические игры,
направленные на развитие логического действия, сравнения, логических
операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание,
преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление
контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки
художника»), на следование и чередование и др. Также представлены игры
на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Главный
принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить
соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия
взрослого.
Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для
старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон,
карандаши, фломастеры, краски, кисти) включены схемы-способы создания
образов с помощью разнообразных техник. Имеются пооперационные карты,
отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа
из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также
помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок.
Обязательно отведено место для демонстрации созданных детьми работ.
Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует
необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям
работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.
При организации детского экспериментирования стоит новая задача:
показать детям различные возможности инструментов, помогающих
познавать мир, например, микроскоп. Для старших дошкольников выделены
отдельные тумбочки, столы и другие предметы мебели для хранения
атрибутов и проведения опытно-исследовательской деятельности.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной
деятельности. Для этого в среду группы помещены конструкторы и

строительные наборы, выполненные из разного материала, напольные и
настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной
тематической направленности. Кроме самих наборов включены в среду
группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с
фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для
зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена
справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии
для дошкольников (природоведческая литература, сказки народные и
авторские, литература о городе, стране и т.п.).
В группах определено место для Центра здоровья, в котором
размещено нестандартное физкультурное оборудование для развития
крупной и мелкой моторики, дыхания (дартс, кольцебросы, кегли, серсо,
баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвескиколокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и др.).
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа,
внешнего вида. Для этого в группе есть зеркала, краски для грима, парички
из ниток, старых колготок, детали взрослой одежды — шляпа, галстук,
длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, капитанская фуражка и т. п.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания
родного края, страны. В группах имеются герб города Березники, Пермского
края, герб и флаг страны. На карте страны отмечаются место нахождения
детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети
группы. Сделаны макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся
дошкольники (различные климатические зоны, улицы и памятники города и
др.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».